Лабораторная работа №1
Исследование идеальных элементов электрической цепи
Цель работы
1. Приобрести на­выки в области моделирования и анализа электрических схем с помощью виртуальной онлайн лаборатории.
2. Ознакомиться с моделями оборудования и измерительных приборов, применяемых в реальных электротехнических лабораториях.
3. Приобрести навыки чтения принципиальных электрических схем.

Содержание работы
1. Исследовать электрическую цепь синусоидального тока, содержа­щую резистор.
2. Исследовать электрическую цепь синусоидального тока, содержа­щую катушку индуктивности.
3. Исследовать электрическую цепь синусоидального тока, содержа­щую конденсатор.

Порядок выполнения работы
1. Собрать в виртуальной лаборатории Circuit Simulator, с помощью изученных методов, схему электрической цепи синусоидального тока для исследо­вания резистивного, индуктивного и емкостного элементов (рисунок 14). В результате должна получиться схема, похожая на ту, которая приведена на рисунке 15. Ваша схема может отличаться от нее, т.к. важны электрические соединения, а не внешний вид схемы. Но правилами хорошего составления схем считаются следующие:
а) вход схемы или источник питания расположен слева, а выход или потребители справа;
б) проводники изгибаются под прямым углом;
в) схема скомпонована так, чтобы она занимала наименьшее возможное место и была удобна для чтения;
г) все элементы имеют позиционные обозначения, нумерация которых расставлена слева - направо, сверху - вниз.

Рисунок 14
Рисунок 15
Особенностью схемы 15 является наличие внутреннего сопротивления источника R0. Это сопротивление нужно для моделирования конденсатора. Без R0 иногда в схеме будет происходить которое замыкание и программа будет выдавать ошибку.

Кроме того на рисунке 15 для удобства работы и анализа данных добавлен ползунок изменения частоты источника, а также выведены осциллограммы напряжений на резисторе, катушке индуктивности и конденсаторе.

2. Установить параметры источника переменного напряжения и элементов схемы согласно Вашего варианта.

Обратите внимание на то, что нужно задать действующее значение напряжения источника, а в программе задается амплитудное. Для получения амплитудное значения напряжения нужно действующее напряжение (оно дано в таблице 2) разделить на корень квадратный из двух. Например, если дано напряжение источника U = 200 В, то амплитудное значение составит Umax = 200 / 0,707 = 282 В и именно это значение нужно ставить в настройки источника. Если параметры заданы верно, то вольтметр, подключенный параллельно источнику, покажет значение близкое к действующему. В нашем примере - близкое к 200 В.

3. Настроить вольтметр на измерение среднеквадратичного напряжения, а амперметр - на измерение среднеквадратичного тока.

4. "Запустить" схему, нажав кнопку "START/stop", если она не была нажата. В "нажатом" состоянии (при запущенной симуляции схемы) эта кнопка окрашена в серый цвет, а в "отпущенном" состоянии (при остановленной симуляции схемы) - в красный.

5. Зарисовать в отчет таблицу 3.
Таблица 3
6. Замкнуть выключатель S1. При этом к источнику будет подключен только резистор - это будет режим работы цепи "R".

7. Измерить напряжение и ток в этом режиме и записать их значения в строку с наименованием цепи "R" таблицы 3. Обратите внимание, что напряжение нужно записывать в вольтах, а ток в амперах. Показания приборов могут быть представлены с учетом кратных и дольных приставок единиц основной величины. Не забывайте переводить их!

8. Разомкнуть выключатель S1 и замкнуть выключатель S2. При этом к источнику будет подключена только катушка индуктивности - это будет режим работы цепи "L".

9. Измерить напряжение и ток в этом режиме и записать их значения в строку с наименованием цепи "L" таблицы 3.

10. Разомкнуть выключатель S2 и замкнуть выключатель S3. При этом к источнику будет подключен только конденсатор - это будет режим работы цепи "C".

11. Измерить напряжение и ток в этом режиме и записать их значения в строку с наименованием цепи "C" таблицы 3.

12. Вычислить параметры электрической цепи и записать их таблицу 3. Для расчета параметров применяются следующие формулы:
  • индуктивное сопротивление (1);
  • емкостное сопротивление (2);
  • полное сопротивление (3);
  • коэффициент мощности (4);
  • активная мощность (5);
  • реактивная индуктивную мощность (6);
  • реактивная емкостная мощность (7).
13. На основании полученных результатов построить в масштабе на миллиметровой бумаге векторные диаграммы токов и напряжений для каж­дого опыта. Методики построения векторных диаграмм для лабораторных работ приведены здесь: https://vk.com/album-10828412_94791582.

18. Начертить схемы замещения реальных элементов. Объяснить причину не идеальности реальных элементов.


Контрольные вопросы
1. Какие физические процессы, происходящие в электрических цепях, отображают схемы замещения реальных элементов?
2. Каковы углы сдвига фаз между напряжением и током на реальных элементах?
3. Какие энергетические процессы характеризуют активная и реактив­ная мощности?

Отчет
Отчет по лабораторной работе №1 проходит совместно с лабораторной работой №2.
Made on
Tilda