Запуск асинхронных
электродвигателей
Пуск трехфазного асинхронного двигателя (ТАД) делится на несколько видов:
- не реверсивный пуск трехфазного асинхронного двигателя;
- реверсивный пуск трехфазного асинхронного двигателя;
- реверсивный пуск трехфазного асинхронного двигателя на оптосимисторах;

ПРИМЕЧАНИЕ: Чтобы увидеть схему большого размера нужно кликнуть на схеме правой кнопкой мыши и выбрать "Открыть изображение в новой вкладке" или "Открыть изображение в новом окне" и тогда схема откроется в новой вкладке или в новом окне в исходном (большом) виде.


Не реверсивный пуск трехфазного асинхронного двигателя
Рисунок 1 - Схема не реверсивного пуска трехфазного асинхронного двигателя
В схеме (рисунок 1) предусмотрены два автоматических выключателя: один SF1 - общий, а второй SF2 - для цепи управления. SF1 выбирается по длительному рабочему току и степени тяжести пуска двигателя, SF2 - по суммарному рабочему (номинальному) току катушек контакторов и реле (при их наличии).

Всю схему можно разделить на две части - силовую и цепь управления.
Силовая схема состоит из автоматического выключателя SF1, главных контактов контактора КМ1, тепловых реле КК1 и КК2 и двигателя. Когда контакты КМ1 замыкаются на трехфазную обмотку двигателя подаётся напряжение и вал двигателя начинает вращаться.

Схема управления состоит из двух кнопок "Пуск" SB1 и "Стоп" SB2, катушки контактора КМ1, нормально замкнутых контактов тепловых реле КК1 и КК2.

Схема работает следующим образом.
- При нажатии кнопки "Пуск" SB1 и не нажатой кнопке "Стоп" SB2, не сработавших тепловых реле КК1, КК2 подаётся напряжение на катушку контактора КМ1 при этом замыкаются главные контакты в силовой цепи и начинает вращаться двигатель. Кроме того замыкается вспомогательный контакт самоблокировки КМ1, который шунтирует кнопку SB1 и ее можно отпустить. Двигатель продолжит вращаться.
- При нажатии кнопки "Стоп" SB2 происходит разрыв цепи питания катушки контактора КМ1. При этом размыкаются силовые главные контакты в силовой цепи, размыкается контакт самоблокировки (параллельный SB1), происходит остановка двигателя свободным выбегом.

В силовой схеме имеются две защиты силовой цепи. 1) от перегрузки. В случае перегрузки (длительного протекания повышенного тока через одну или несколько обмоток) двигателя срабатывает одно или два тепловых реле КК1 и КК2 и в цепи управления размыкаются одномерные контакты. 2) от короткого замыкания. При возникновении короткого замыкания и протекании тока короткого замыкания в силовой цепи происходит отключение автоматического выключателя SF1, что приводит к обесточиванию всей схемы и остановке двигателя.

В цепи управления имеются три защиты цепи управления. 1) от перегрузки. В случае срабатывания тепловых реле (одного или двух) происходит разрыв цепи питания катушки контактора КМ1 аналогичный нажатию кнопки "Стоп" с той же последовательностью действий. 2) блокировка. Последовательно с контактами теплового реле могут быть включены нормально замкнутые контакты датчиков блокировок (датчики открытия элементов механизмов, исправности, целостности, контроля технологического процесса и т.д.) и их срабатывание аналогично нажатию кнопки "Стоп" с той же последовательностью действий. 3) от короткого замыкания. При возникновении короткого замыкания и протекании тока короткого замыкания в цепи управления происходит отключение автоматического выключателя SF2, что приводит к обесточиванию цепи управления и остановке двигателя.

Реверсивный пуск трехфазного асинхронного двигателя
Рисунок 2 - Схема реверсивного пуска трехфазного асинхронного двигателя
В схеме (рисунок 2) предусмотрены два автоматических выключателя: один SF1 - общий, а второй SF2 - для цепи управления. SF1 выбирается по длительному рабочему току и степени тяжести пуска двигателя, SF2 - по суммарному рабочему (номинальному) току катушек контакторов и реле (при их наличии).

Всю схему можно разделить на две части - силовую и цепь управления.

Силовая схема состоит из автоматического выключателя SF1, главных контактов контакторов КМ1 и КМ2, тепловых реле КК1 и КК2 и двигателя. Когда контакты КМ2 замыкаются на трехфазную обмотку двигателя подаётся трехфазное напряжение с прямым чередованием фаз и вал двигателя начинает вращаться в одну из сторон (условно примем это вращение по часовой стрелке). В случае замыкания контактов КМ1 на трехфазную обмотку двигателя подаётся трехфазное напряжение, при котором две фазы (в данном случае А и В) меняются местами, и вал двигателя при этом начинает вращаться в другую сторону (условно примем это вращение против часовой стрелки).

Схема управления состоит из трех кнопок "Стоп" SB1, "Вперед" SB2, "Назад" SB3, катушек контакторов КМ1 и КМ2, нормально замкнутых контактов тепловых реле КК1 и КК2.

Схема работает следующим образом.
- При нажатии кнопки "Вперед" SB2 и не нажатой кнопке "Стоп" SB1, не сработавшем контакторе КМ2, не сработавших тепловых реле КК1, КК2 подаётся напряжение на катушку контактора КМ1 при этом замыкаются главные контакты в силовой цепи и начинает вращаться двигатель по часовой стрелке (условно). Кроме того замыкается вспомогательный нормально разомкнутый контакт самоблокировки КМ1, который шунтирует кнопку SB2 и ее можно отпустить, двигатель продолжит вращаться. Также при этом размыкается нормально замкнутый контакт взаимоблокировки, включенный последовательно с кнопкой SB3. После чего реакции схемы на нажатие кнопки SB3 не будет.
- При нажатии кнопки "Стоп" SB1 происходит разрыв цепи питания катушки контактора КМ1 или КМ2 (в зависимости от того, какой контактор был включен). При этом размыкаются силовые главные контакты в силовой цепи, размыкаются контакты самоблокировки и замыкаются контакты взаимоблокировки, происходит остановка двигателя свободным выбегом, схема переходит в изначальное состояние и готова к включениям.
- При нажатии кнопки "Назад" SB3 и не нажатой кнопке "Стоп" SB1, не сработавшем контакторе КМ1, не сработавших тепловых реле КК1, КК2 подаётся напряжение на катушку контактора КМ2 при этом замыкаются главные контакты в силовой цепи и начинает вращаться двигатель по часовой стрелке (условно). Кроме того замыкается вспомогательный нормально разомкнутый контакт самоблокировки КМ1, который шунтирует кнопку SB3 и ее можно отпустить, двигатель продолжит вращаться. Также при этом размыкается нормально замкнутый контакт взаимоблокировки, включенный последовательно с кнопкой SB2. После чего реакции схемы на нажатие кнопки SB2 не будет.

В силовой схеме имеются две защиты силовой цепи. 1) от перегрузки. В случае перегрузки (длительного протекания повышенного тока через одну или несколько обмоток) двигателя срабатывает одно или два тепловых реле КК1 и КК2 и в цепи управления размыкаются одномерные контакты. 2) от короткого замыкания. При возникновении короткого замыкания и протекании тока короткого замыкания в силовой цепи происходит отключение автоматического выключателя SF1, что приводит к обесточиванию всей схемы и остановке двигателя.

В цепи управления имеются четыре защиты цепи управления. 1) от перегрузки. В случае срабатывания тепловых реле (одного или двух) происходит разрыв цепи питания катушки контактора КМ1 аналогичный нажатию кнопки "Стоп" с той же последовательностью действий. 2) блокировка. Последовательно с контактами теплового реле могут быть включены нормально замкнутые контакты датчиков блокировок (датчики открытия элементов механизмов, исправности, целостности, контроля технологического процесса и т.д.) и их срабатывание аналогично нажатию кнопки "Стоп" с той же последовательностью действий. 3) взаимоблокировка. Если одновременно срабатывают контакторы КМ1 и КМ2 в силовой цепи, то произойдет межфазное короткое замыкание (в данном случае между фазами А и В). Для того, чтобы это исключить в цепи управления выполнена взаимоблокировка на нормально замкнутых контактах КМ1 и КМ2 (ее работа описана в принципе работы схемы). Эта блокировка не дает одновременно нажать кнопки "Вперед" SB2 и "Назад" SB3, а так же одновременно подать напряжение на катушки контакторов КМ1 и КМ2. 4) от короткого замыкания. При возникновении короткого замыкания и протекании тока короткого замыкания в цепи управления происходит отключение автоматического выключателя SF2, что приводит к обесточиванию цепи управления и остановке двигателя.

Реверсивный пуск трехфазного асинхронного двигателя на оптосимисторах
Рисунок 3 - Схема реверсивного пуска трехфазного асинхронного двигателя на оптосимисторах
В схеме (рисунок 3) предусмотрен автоматический выключатель SF1, находящийся в силовой части схемы. Он выбирается по длительному рабочему току и степени тяжести пуска двигателя.

Всю схему можно разделить на две части - силовую и цепь управления. Цепь управления на схеме показана не полностью, а только ее оконечная часть, т.к. в данном случае нас не интересует каким образом были получены сигналы управления Uу1 и Uу2.

Силовая схема состоит из автоматического выключателя SF1, отпосимисторов VD1 - VD5, тепловых реле КК1 и КК2 и двигателя. Все отпосимисторы не могут быть открыты, только комплектами из тех штук либо VD3, VD4, VD5, либо VD1, VD2, VD5. В случае, когда открыт комплект отпосимисторов VD3, VD4, VD5 на трехфазную обмотку двигателя подаётся трехфазное напряжение с прямым чередованием фаз и вал двигателя начинает вращаться в одну из сторон (условно примем это вращение по часовой стрелке). Если же открыт комплект отпосимисторов VD1, VD2, VD5 на трехфазную обмотку двигателя подаётся трехфазное напряжение, при котором две фазы (в данном случае А и В) меняются местами, и вал двигателя при этом начинает вращаться в другую сторону (условно примем это вращение против часовой стрелки).

Схема управления состоит из клемм управления Uу1, Uу2 и токоограничивающих резисторов R1, R2 и светодиодов отпосимисторов VD1 - VD5.

Схема работает следующим образом.
- При подаче напряжения управления на клемму Uу1 ток управления, ограниченный резистором R1 протекает через последовательно соединенные светодиоды комплекта отпосимисторов VD3, VD4, VD5. При этом указанные отпосимисторы открываются и двигатель начинает вращаться по часовой стрелке (условно).
- При подаче напряжения управления на клемму Uу2 ток управления, ограниченный резистором R2 протекает через последовательно соединенные светодиоды комплекта отпосимисторов VD1, VD2, VD5. При этом указанные отпосимисторы открываются и двигатель начинает вращаться против часовой стрелки (условно).
- Для остановки двигателя нужно снять напряжение с клеммы управления.
- Одновременная подача напряжений управления на обе клеммы Uу1, Uу2 недопустима, т.к. произойдет межфазное короткое замыкание через оптосимисторы и выйдут из строя отпосимисторы VD1 - VD4.

В силовой схеме имеются две защиты силовой цепи. 1) от перегрузки. В случае перегрузки (длительного протекания повышенного тока через одну или несколько обмоток) двигателя срабатывает одно или два тепловых реле КК1 и КК2, реакция на это срабатывание осуществляет не показанная здесь часть схемы, которая подключается к клеммам управления Uу1, Uу2. 2) от короткого замыкания. При возникновении короткого замыкания и протекании тока короткого замыкания в силовой цепи происходит отключение автоматического выключателя SF1, что приводит к обесточиванию силовой части схемы и остановке двигателя.
Made on
Tilda