Лабораторная работа
по нелинейным системам управления

Исследование влияния нелинейностей на показатели качества системы управления

1. Построение линейной системы автоматического управления

Рассмотрим систему автоматической стабилизации угла поворота заслонки подачи воздуха в технологическую установку. Пример состава исполнительной части такой системы приведен на рисунке 1. Рассмотрим работу этой части системы.
В исполнительный механизм входит двигатель постоянного тока (ДПТ), на вход которого подается напряжение якоря Uя, а на выходе создается пропорциональная ему частота вращения вала двигателя ω, которая, в свою очередь, подается на редуктор. Он обеспечивает преобразование частоты ω в угол поворота α своего выходного вала. Т.к. вал редуктора связан с осью заслонки , то она поворачивается вслед за редуктором

Рисунок 1
на тот же угол α. Корме того к оси заслонки присоединен вал датчика угла поворота (ДУП), который преобразует угол α в напряжение обратной связи Uос. Управление двигателем осуществляет управляемый силовой преобразователь (УСП), который преобразует напряжение трехфазной сети (~ 380 В) в постоянное напряжение Uя, пропорциональное управляющему напряжению U1.

Описанную ранее конструкцию с точки зрения теории управления можно представить в виде функциональной схемы, приведенной на рисунке 2. Эта схема дает представление об устройствах, входящих с рассматриваемый объект управления и физических величинах, действующих на их входах и выходах.

Рисунок 2

Для того, чтобы построить вычислительную модель такого объекта в программной среде Simulink MATLAB нужно знать параметры устройств и их математическое описание. Рассмотрим эти вопросы.

Характеристики устройств, входящих в систему управления:
  • управляемый силовой преобразователь: Кусп = 110 / 10 В/В; Тусп = 0,15 с;
  • двигатель постоянного тока: Кдпт = (500 π) / (110 · 180) рад./В; Тэ = 0,7 с; Тм = 0,5 с;
  • редуктор: iред. = 27;
  • датчик угла поворота: Кдуп = 3,3 В/рад.

Управляемый силовой преобразователь описывается апериодическим звеном с передаточной функцией

Двигатель постоянного тока описывается следующей передаточной функцией
На основании известных (например по презентации, приведенной здесь: https://fas2204.ru/tau) преобразований, исходя из того, что выполняется условие Тм < Тэ. рассчитываем постоянную времени Тдпт и декремент затухания ξдпт ДПТ
В результате определяем, что двигатель постоянного тока описывается колебательным звеном с передаточной функцией

Редуктор описывается интегрирующим звеном с передаточной функцией

Датчик угла поворота описывается безынерционным звеном с передаточной функцией
Теперь, зная математическое описание всех устройств, входящих в объект управления и их параметры можно построить структурную схему объекта, которая представлена на рисунке 3.

Рисунок 3

На основании структурной схемы (рисунок 3) можно известными методами построить вычислительную модель в программной среде Simulink MATLAB. Такая модель показана на рисунке 4. При выполнении моделирования получим графики переходных процессов, показанные на рисунке 5.

Рисунок 4

Рисунок 5

Анализ графиков показывает, что если на вход объекта подать напряжение 10 В, то угол поворота заслонки будет увеличиваться. Этот процесс верно отражает динамику моделируемого объекта.

Теперь добавим к объекту управления систему управления, а именно задатчик, устройство сравнения (УС) и регулятор. Добавив эти элементы в функциональную схему получим ее в виде, представленном на рисунке 6.

Рисунок 6
Добавим описанные блоки в вычислительную модель в программной среде Simulink MATLAB полученная модель показана на рисунке 7. Для задания угла в радианах, а не в вольтах после регулятора введен блок Gain, значение которого соответствует Кдуп. Также введены блоки Gain со значениями 0,95 и 1,05 для удобства установления времени переходного процесса по 5% зоне от установившегося значения.

Рисунок 7

Затем произведем настройку пропорционального регулятора таким образом, чтобы получить минимальную статическую ошибку и максимальное быстродействие, которое определяется по минимальному времени переходного процесса. При выполнении моделирования после ранее описанных работ получим графики переходных процессов, показанные на рисунке 8.

Рисунок 8
Определим показатели качества работы САУ:
  • время переходного процесса tпп = 3,67 с;
  • перерегулирование σ = 0 %;
  • величина статической ошибки Δ = 0 рад.

На этом построение линейной системы автоматической стабилизации угла поворота заслонки подачи воздуха в технологическую установку закончено и можно перейти к исследованию влияния нелинейностей на динамику системы.

2. Исследование влияния типовых нелинейных звеньев
на динамику системы стабилизации

Попробуем с помощью блока Scope 2 посмотреть на сигнал между УСП и ДПТ (рисунок 9). Этот сигнал ни что иное, как напряжение, подаваемое на двигатель.

Выполнив расчет получим график блока Scope 2, приведенный на рисунке 10.

Рисунок 9
Проанализировав график рисунка 10 можно понять, что сознанная нами система управления подает на двигатель напряжение более 700 В, причем номинальное напряжение двигателя, который был задан в пункте 1 составляет 110 В. Следовательно, такой режим работы САУ будет, во-первых, аварийным (т.к. двигатель при таких параметрах должен будет сгореть), а, во-вторых, невозможен, т.к. УСП на своем выходе не может выдать напряжение более 110 В.

Рисунок 10

Чтобы учесть в модели САУ ранее описанные размышления введем на выходе регулятора нелинейное звено (нелинейность) типа "Ограничение по уровню". В программе Simulink MATLAB это звено называется Saturation (красный блок во второй копии системы рисунка 11). Установим ограничение на величину сигнала сверху (Upper limit) 10 В и снизу (Lower limit) -10 В, что соответствует штатному режиму работы УСП. В результате получим систему, приведенную на рисунке 11.

Рисунок 11

Если после выполнения расчета посмотреть на график блока Scope 2, приведенный на рисунке 12, то можно сделать вывод, что напряжение на двигателе не превышает номинальных 110 В, что говорит о нормальной работе системы.

Этот тип ограничения (ограничение по уровню), зачастую, обуславливается энергетическими ограничениями работы системы или объекта управления, и на практике встречаются довольно часто.

Рисунок 12

Для того чтобы оценить, как работает ограничение по уровню в систему установлен блок Scope 3. График с него приведен на рисунке 13. На нем синей линией приведен график сигнала на входе нелинейного звена, а красным - на выходе.

Рассматривая график можно увидеть, что нелинейность просто "обрезает" сигналы превышающие значение ограничения, в данном случае 10 В.

Рисунок 13
В результате такого управления получим график переходного процесса, показанный зеленой линией рисунка 14.

Видно, что наличие энергетических ограничений способствуют "затягиванию" переходного процесса во времени. При этом двигатель работает в нормальном режиме.

Определим показатели качества работы САУ:
  • время переходного процесса tпп = 15,6 с;
  • перерегулирование σ = 0 %;
  • статическая ошибка Δ = 0 рад.

Рисунок 14
Еще одной особенностью регулятора является наличие на его входе нелинейности типа "Зона нечувствительности". Это связано с двумя моментами.
Первый - технический. Из-за того, что регулятор построен на полупроводниковых приборах у него есть зона нечувствительности, обусловленная особенностями вольтамперной характеристики полупроводниковых приборов.
Второй - математический. Для того, чтобы регулятор не реагировал на малейшие изменения (вызванные, например тепловыми или инерционными процессами) разностного сигнала путем подачи малых напряжений на двигатель. Эти малые напряжения будут не эффективны ввиду наличия своих зон нечувствительности двигателя, а если они будут преодолены, то из-за инерционности якоря двигателя могут возникать автоколебания в системе.

Для учета в модели САУ описанных размышления введем на входе регулятора нелинейность типа "Зона нечувствительности". В программе Simulink MATLAB это звено называется Dead Zone (красный блок в третьей копии системы рисунка 15). Установим значения хоны нечувствительности (Start of dead zone и End of dead zone) от -0,5 до 0,5 В, что соответствует усредненной зоне нечувствительности аналоговых регуляторов. В результате получим систему, приведенную на рисунке 15.

Рисунок 15
Для того чтобы оценить, как работает зона нечувствительности подключим блок Scope 3 к звену Dead Zone. График с него приведен на рисунке 16. На нем синей линией показан сигнал на входе нелинейного звена, а красным - на выходе.

Рассматривая график можно увидеть, что нелинейность уменьшает по абсолютному значению выходной сигнал по отношению к входному. При этом в конце процесса регулирования возникает постоянная составляющая, не превышающая половины разброса зоны нечувствительности.

Рисунок 16

График блока Scope 2, аналогичен приведенному на рисунке 12, из чего делаем вывод, что напряжение на двигателе не превышает номинального и двигатель работает в нормальном режиме. Этот график Вы можете открыть и оценить самостоятельно, выявив различия и проанализировав их.

В результате работы САУ получим график переходного процесса, показанный оранжевой линией на рисунке 17.

Видно, что наличие зоны нечувствительности способствует еще большему увеличению времени переходного процесса. При этом двигатель также работает в нормальном режиме. И при моделировании учтены все ключевые особенности работы регулятора.

Определим показатели качества работы САУ:
  • время переходного процесса tпп = 16,08 с;
  • перерегулирование σ = 0 %;
  • статическая ошибка Δ = 0,153 рад.

Рисунок 17

Редуктор состоит из нескольких пар зубчатых колес, каждая из пар имеет люфт, необходимый для работы механических передач и нарастающий со временем работы механизма.

Учтем наличие люфта введя в модель САУ нелинейность типа "Люфт" после последнего блока, описывающего редуктор (т.е. после Wred(p)). В программе Simulink MATLAB это звено называется Backlash. Установим величину люфта (Deadband width) равной 1 и начальное значение люфта (Initial output) 0. Последний параметр означает, что в первоначальный момент времени редуктор находится в середине всех имеющихся у него люфтов. В результате получим систему, приведенную на рисунке 18.

Рисунок 18
Для того чтобы оценить, как работает зона нечувствительности подключим блок Scope 3 к звену Backlash. График с него приведен на рисунке 19. На нем синей линией показан сигнал на входе нелинейного звена, а голубым - на выходе.

Рассматривая график можно увидеть, что выходной сигнал остается неизменным пока не пройдет зона нечувствительности. После этого сигнал передается со входа на выход без изменений. Так будет продолжаться до смены направления движения (до смены первой производной сигнала) и дальше процесс повторится.

Рисунок 19

График блока Scope 2, аналогичен приведенному на рисунке 12, из чего делаем вывод, что напряжение на двигателе не превышает номинального и двигатель работает в нормальном режиме. Этот график Вы можете открыть и оценить самостоятельно, выявив различия и проанализировав их.

В результате работы САУ получим график переходного процесса, показанный голубой линией на рисунке 17.

Видно, что наличие зоны нечувствительности способствует еще большему увеличению времени переходного процесса. За счет наличия в начале регулирования зоны когда выходной сигнал не меняется за счет зоны нечувствительности и люфта.

Рисунок 20
При этом двигатель также работает в нормальном режиме. И при моделировании учтены все ключевые особенности работы регулятора, а также механической системы.

Определим показатели качества работы САУ:
  • время переходного процесса tпп = 17,63 с;
  • перерегулирование σ = 0 %;
  • статическая ошибка Δ = 0,153 рад.

Сравним показатели работы САУ в табличном виде. Результаты приведены в таблице 1.

Таблица 1


Проанализируйте ранее рассмотренный материал, содержимое таблицы 1 и сформулируйте выводы о влиянии типовых нелинейностей на работу САУ.

Для сведений в таблице 2 приведены типовые нелинейные звенья, их статические характеристики и уравнения, которыми можно описать эти нелинейности.

Таблица 2

3. Релейное регулирование

Рассмотрим релейное регулирование выходного параметра системы автоматической стабилизации угла поворота заслонки подачи воздуха в технологическую установку.

Для этого кратко рассмотрим типовые релейные нелинейные звенья. В таблице 3 приведены их названия, статические характеристики и уравнения, которыми можно описать эти нелинейности.

Мы рассмотрим два вида релейных нелинейностей двухпозиционные и трехпозиционные.

В случае с двигателем постоянного тока, который, в нашем случае, является реверсивным (может вращаться в обе стороны) работа двухпозиционного реле подразумевают, что на двигатель можно подать прямую и обратную полярности, т.е. приводить вал двигателя во вращение в одну или в другую сторону.

В рассматриваемом примере работа трехпозиционного реле подразумевают, что на двигатель можно кроме прямой и обратной полярностей подавать еще и нулевое значение, т.е. приводить вал двигателя во вращение в одну или в другую сторону, или отключать вращение.

Таблица 3

В каждом из этих видов релейных нелинейностей (двухпозиционные и трехпозиционные) выделим идеальные и реальные. Разница между ними заключается в том, что у идеальных реле переключение происходит при одном и том же значении входного сигнала, а у реального - при разных. Это связано с особенностями работы магнитной системы реальных реле.

Сравнивать работу релейной САУ будем с линейной САУ, приведенной на рисунке 9.

Для этого построим вычислительную модель, приведенную на рисунке 21. В ней имеются две системы: первая из них является линейной системой рассмотренной ранее (рисунок 9), вторая - релейная САУ, регулятор в которой заменен нелинейностью типа "Идеальное двухпозиционное реле".

Рисунок 21
В программе Simulink MATLAB представим это звено блоком 1-D Lookup Table (красный блок во второй САУ рисунка 21). В настройках блока зададим координаты точек нелинейности по примеру первой строки таблицы 3. Для этого построим нелинейность и укажем координаты точек (рисунок 22).

В настройках блока 1-D Lookup Table нужно указать матрицы входных (Breakpoints 1) и выходных (Table data) координат нелинейности. Особенностью является то, что координаты матрицы Breakpoints 1 должны всегда идти на увеличение и не повторяться. Чтобы этого добиться сделаем переход с -10 на 10 не при 0, а при значениях Хвх составляющих -0,01 и 0,01. Тогда эти матрицы будут записаны в следующем виде Breakpoints 1: [-1 -0.01 0.01 1]; Table data: [-10 -10 10 10].

Рисунок 22

Во вторую систему добавлены два блока Scope.
Scope 2 показывает график изменения во времени напряжения, подаваемого на двигатель.
Scope 3 - показывает графики изменения во времени напряжений на входе и выходе нелинейного звена.


Еще во вторую систему добавлены два блоки Derivative и XY Graph для построения фазового портрета нелинейной САУ.

Теперь, когда определились с тем, как построена нелинейная САУ можем смоделировать и проанализировать ее работу.

Для начала посмотрим на работу нелинейности с помощью Scope 3. График с него приведен на рисунке 23. Здесь синей линией показан график сигнала на входе нелинейного звена, а красным - на выходе.

Рисунок 23

Рассматривая график можно увидеть, что если значение сигнала на входе больше 0, тогда выходной сигнал равен 10, а если на входное значение меньше 0, тогда выходной сигнал равен -10. Т.е. работа нелинейного звена происходит именно так, как оговаривает теория (таблица 3).

График с блока Scope 2 приведен на рисунке 24. Его анализ показывает, что напряжение на двигатель подается величиной -110 и +110 В с плавным изменением из-за наличия СПЧ. Таким образом можно говорить о нормальной работе оборудования САУ.

Рисунок 24

График с блока Scope 1 приведен на рисунке 25. Из графика видно, что в системе наблюдаются незатухающие колебания.

Определим показатели качества работы релейной САУ:
  • время переходного процесса (условное, до возникновения автоколебаний) tпп = 15,45 с;
  • амплитуда автоколебаний А = 0,295 рад.;
  • частота автоколебаний f = 0,24 Гц.

Рисунок 25

График с блока XY Graph приведен на рисунке 26. Из графика видно, что в системе наблюдаются незатухающие, устойчивые колебания, т.к. на фазовом портрете можно увидеть устойчивую траекторию в виде овала.

Рисунок 26
Введем в рассмотрение еще одну релейную САУ, в которой в качестве регулятора применим нелинейность типа "Реальное двухпозиционное реле". Для этого скопируем ранее созданную модель релейной САУ и применим в ней блок Relay (рисунок 27).

Для настройки блока построим статическую характеристику звена. Оно должно выдавать на выходе либо -10 В, либо +10 В, при этом есть небольшое расхождение в напряжении включения и выключения. Положим эту разницу в 1 В. Тогда статическую характеристику можно представить графиком, показанным на рисунке 28.

Рисунок 27

На основании рисунка 28 выполним настройку блока Relay. В нем четыре основных параметра:
  • сигнал, при котором происходит включение реле Switch on point: 0.5;
  • сигнал, при котором происходит отключение реле Switch off point: -0.5;
  • значение выходного сигнала при включенном реле Output when on: 10;
  • значение выходного сигнала при отключенном реле Output when off: -10.
Значение параметра "Input processing" остается тем, которое имеется по умолчанию.

Рисунок 28

Рассмотрим работу релейной САУ. Начнем с изучения работы нелинейности с помощью Scope 3. График с него приведен на рисунке 29. Здесь синей линией показан график сигнала на входе нелинейного звена, а красным - на выходе.

Рассматривая график можно увидеть, что звено работает аналогично ранее рассмотренному идеальному двухпозиционному реле, но срабатывание происходит не сразу при переходе входного сигнала через ноль, а после того, как сигнал пройдет значение неоднозначности равное ±0,5.

Рисунок 29

График с блока Scope 2 приведен на рисунке 30. Его анализ показывает, что работа релейного элемента почти аналогична ранее рассмотренному. При этом напряжение на двигателе не превышает 110 В.

Разница с предыдущей системой состоит в том, что из-за неоднозначности в первоначальный момент не происходит включение реле и на двигатель подается отрицательное напряжение.

Рисунок 30

График с блока Scope 1 приведен на рисунке 31. Из графика видно, что в системе наблюдаются незатухающие колебания, с первоначальным выбегом системы в отрицательное значение.

Определим показатели качества работы релейной САУ:
  • время переходного процесса (условное, до возникновения автоколебаний) tпп = 16,45 с;
  • амплитуда автоколебаний А = 0,395 рад.;
  • частота автоколебаний f = 0,19 Гц.

Рисунок 31

График с блока XY Graph приведен на рисунке 32. Из графика видно, что в системе наблюдаются незатухающие, устойчивые колебания, т.к. на фазовом портрете можно увидеть устойчивую траекторию в виде окружности. График практически аналогичен предыдущему (рисунок 26), за исключением "завитка" вначале траектории и чуть большей ширины овала устойчивой траектории.

Рисунок 32

Введем в рассмотрение релейную САУ, в которой в качестве регулятора применим нелинейность типа "Идеальное трехпозиционное реле". Для этого скопируем ранее созданную модель релейной САУ и применим в ней блок 1-D Lookup
Table (рисунок 33).

Для настройки блока построим статическую характеристику звена. Оно должно выдавать н выходе либо -10 В, либо 0 В, либо +10 В. Переключение между этими режимами происходит на значениях входного сигнала 0,46 В и -0,46 В. Также нужны еще две точки дальше этих значений. Возьмет их ждя примера -1. и 1 В.

Рисунок 33

Тогда статическую характеристику можно представить графиком, показанным на рисунке 34. На основании него выполним настройку блока 1-D Lookup
Table аналогично ранее рассмотренной настройки по рисунку 22.

В результате получим матрицу входных координат нелинейности Breakpoints 1: [-1 -0.46 -0.459 0.459 0.46 1] и матрицу выходных координат нелинейности Table data: [-10 -10 0 0 10 10].

Рисунок 34
Рассмотрим работу релейной САУ. Начнем с изучения работы нелинейности с помощью Scope 3. График с него приведен на рисунке 35. Здесь синей линией показан график сигнала на входе нелинейного звена, а красным - на выходе.

Рассматривая график можно увидеть, что на выходе звена присутствует нулевое значение в том случае если входное значение близко к нулю, если входной сигнал положителен, то на выход выдается сигнал +10, если же входной сигнал отрицателен, то на выход выдается сигнал -10. Т.е. работа нелинейного звена происходит именно так, как оговаривает теория (таблица 3).

Рисунок 35

График с блока Scope 2 приведен на рисунке 36. Его анализ показывает, что напряжение на двигатель подается величиной -110 В, +110 В или 0 В с плавным изменением из-за наличия СПЧ. Таким образом можно говорить о нормальной работе оборудования САУ.


Рисунок 36

График с блока Scope 1 приведен на рисунке 37. Из графика видно, что в системе отсутствуют автоколебания и она способна достигнуть установившегося значения.

Определим показатели качества работы релейной САУ:
  • время переходного процесса tпп = 16,45 с;
  • перерегулирование σ = 4,8 %;
  • статическая ошибка Δ = 0,085 рад.

Рисунок 37
График с блока XY Graph приведен на рисунке 38. Из графика видно, что в системе колебания, но автоколебания отсутствуют, т.к. на фазовом портрете уже нет устойчивой траекторию в виде окружности или овала.

Рисунок 38
Введем в рассмотрение релейную САУ, в которой в качестве регулятора применим нелинейность типа "Реальное трехпозиционное реле". Для этого скопируем ранее созданную модель релейной САУ и применим в ней два блока Relay (рисунок 39).

Для настройки блоков нелинейности построим статическую характеристику звена. Оно должно выдавать н выходе либо -10 В, либо 0 В, либо +10 В. Переключение между этими режимами происходит на значениях входного сигнала 0,45 В и 0,5 В, а также на значениях -0,45 В и -0,5 В. Эти разности сигналов обеспечат небольшое расхождение в напряжении включения и выключения. Исходя из описанной логики можем представить статическую характеристику графиком, показанным на рисунке 40.

Рисунок 39

На основании рисунка 40 выполним настройку блоков Relay. Блок Relay3 будет отвечать за включение напряжения +10 В, а блок Relay4 - за включение напряжения -10 В.

Тогда настройка блоков будет следующая.
Блок Relay3: Switch on point = 0.5; Switch off point = 0.45; Output when on = 10; Output when off = 0.
Блок Relay4: Switch on point = -0.45; Switch off point = -0.5; Output when on = 0; Output when off = -10.
Значение параметра "Input processing" остается тем, которое имеется по умолчанию.

Рисунок 40

Рассмотрим работу релейной САУ. Начнем с изучения работы нелинейности с помощью Scope 3. График с него приведен на рисунке 41. Здесь синей линией показан график сигнала на входе нелинейного звена, а красным - на выходе.

Рассматривая график можно увидеть, что звено работает аналогично ранее рассмотренному идеальному трехпозиционному реле (рисунок 35), но срабатывание происходит не сразу при переходе входного сигнала через ключевые значения, а после того, как сигнал пройдет значение неоднозначности равное ±0,05.

Рисунок 41

График с блока Scope 2 приведен на рисунке 42. Разница с предыдущей системой минимальная (на глаз не видна, но если построить эти два графика в одной системе координат, то будет заметна) и состоит только в длительности отрицательного импульса.

Рисунок 42

График с блока Scope 1 приведен на рисунке 43. Из графика видно, что в системе отсутствуют автоколебания и она способна достигнуть установившегося значения. Амплитуда выброса стала ниже, но при этом установившееся значение снизилось.

Определим показатели качества работы релейной САУ:
  • время переходного процесса tпп = 16,45 с;
  • перерегулирование σ = 5,47 %;
  • статическая ошибка Δ = 0,11 рад.

Рисунок 43

График с блока XY Graph приведен на рисунке 44. Из графика видно, что в системе колебания, но автоколебания отсутствуют, т.к. на фазовом портрете уже нет устойчивой траекторию в виде окружности или овала. График практически аналогичен предыдущему (рисунок 38).


Сравним показатели работы САУ в табличном виде. Результаты приведены в таблице 4.

Рисунок 44

Таблица 4


Проанализируйте ранее рассмотренный материал, содержимое таблицы 4 и сформулируйте выводы о влиянии типовых релейных нелинейностей на работу САУ.

Для сведений в таблице 3 приведены типовые релейные нелинейные звенья, их статические характеристики и уравнения, которыми можно описать эти нелинейности.

4. Стабилизация угла поворота задвижки с применением ШИМ

Широтно-импульсная модуляция (ШИМ), англ. pulse-width modulation (PWM) - процесс управления мощностью методом пульсирующего включения и выключения потребителя энергии.

Основной причиной применения ШИМ является стремление к повышению КПД при построении вторичных источников питания электронной аппаратуры и в других узлах, например, ШИМ используется для регулировки яркости подсветки LCD-мониторов, для регулировки частоты вращения двигателей постоянного тока, для построения схем инверторов и др.

Принцип действия широтно-импульсного модулятора состоит в том, что он генерирует последовательность импульсов со скважностью, пропорциональной уровню управляющего сигнала.
Детальную реализации принципа работы ШИМ можно изучить самостоятельно, например, из публикации https://electricalschool.info/electronica/1759-shirotno-impulsnaja-moduljacija.html или любого другого источника.
Создание ШИМ-блока в виде подсистемы
Для создания ШИМ и его опробования создадим подсистему "ШИМ1", на ее вход подадим ступенчатый сигнал, который в момент времени 15 с меняет значение с 8 на -2. Выходной сигнал с подсистемы подадим на блок Transfer Fcn, Контрольные сигналы сведем на Scope с помощью блока Mux. Эта система показана на первом слайде.

Состав и настройка блоков подсистемы "ШИМ1" показана на втором слайде.

На третьем слайде показан результат моделирования, отображаемый блоком Scope.

На основании принципа работы ШИМ, способов работы в MATLAB Simulink и проведенного моделирования проанализируйте работу системы с ШИМ-подсистемой, сформулируйте выводы о работе блока и его применимости к внедрению в САУ.
Исследование САУ с применением ШИМ-модуля
На первом слайде показана структура системы, которая позволяет сравнить исходную линейную систему (рисунок 7), нелинейную с ограничением по уровню (рисунок 11) и систему с ШИМ.

На втором слайде показаны графики напряжений на двигателе разных систем управления, полученные с помощью блока Scope1.

На третьем слайде показаны графики переходных процессов по выходным координатам разных систем управления, полученные с помощью блока Scope.

На четвертом слайде показан укрупненный фрагмент графиков с блока Scope.

На основании результатов моделирования разных систем управления сделайте выводы о применимости ШИМ управления в рассматриваемой САУ, определите показатели качества ее работы и выявите влияние (ака положительные, так и отрицательные) наличия ШИМ-модуля в составе САУ.

Изложение материала на доске

Для особых ценителей доски, мела, тряпки и хардкора.
Made on
Tilda